«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний»
Л.А. Венгер
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Качественное математическое образование необходимо каждому человеку для его успешной жизни в современном обществе.
Одним из направлений формирования интеллектуального потенциала детей в нашем детском саду стало логико-математическое развитие дошкольников. Проблемы математического образования в России названы в Концепции развития математического образования в Российской Федерации. Этим же документом обозначены задачи развития математического образования в РФ. Для системы дошкольного образования определено приоритетное направление реализации Концепции: создание условий для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни (прежде всего это предметно-пространственная и информационная среда, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка) [Мельникова Н. В. Математическое образование в ДОУ // Молодой ученый. — 2015. — №22.4. — С. 2-4].
В процессе поиска путей решения поставленной перед собой проблемы мы пришли к осмыслению таких ключевых понятий как «математическая культура ребёнка дошкольного возраста» и «формирование математической культуры ребёнка дошкольного возраста». Математеская культура дошкольника – это личностное интегративное качество, представляющее собой соответствующий особенностям детского возраста результат взаимодействия компонентов, которые характеризуются соответствующим возрасту уровнем cформированности ценностного отношения к получаемым математическим знаниям (ценностно-оценочный компонент), задаваемого обществом объёма математических знаний и умений, необходимых для успешной адаптации ребёнка к процессам социальной коммуникации (когнитивный компонент), развития способности к рефлексии процесса (рефлексивно-оценочный компонент), практического применения в самостоятельной деятельности математических знаний и умений (действенно-практический компонент). Формирование математической культуры ребёнка происходит в ходе его математического образования и является систематическим и целенаправленным процессом.
Планомерная работа позволяет педагогическому коллективу учреждения достичь следующих целей.
Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста через освоение логико-математических представлений и способов познания.
Овладение дошкольниками умением применять полученные знания и умения в самостоятельной практической деятельности, в конструировании и техническом творчестве, в работе с компьютерной техникой.
Формирование и развитие рефлексивных умений по отношению к себе и собственным результатам познавательно-исследовательской деятельности. Воспитание у детей ценностного отношения к математике как к части общечеловеческой культуры.
В содержании мы чётко выделяем алгоритмическую линию, которая ясно просматривается на деле: в ходе режимных моментов, игр, образовательных ситуаций возникает практическая деятельность, которая тесно связна с процессом построения алгоритма. Именно так формируется представление о взаимосвязанных и последовательных операциях и возникает необходимость использовать алгоритмы в самостоятельной деятельности. Образовательный процесс основан на сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия педагога с детьми. Мы используем такие традиционные организационные формы, как занятия по математическому развитию, в том числе и по обучению дошкольников компьютерной грамотности.
Кроме этого практикуем экспериментально-исследовательскую деятельность, моделирование, экскурсии, наблюдения, ознакомление с детской художественной литературой, конструирование и техническое творчество. Фундаментом для всех форм организации детской деятельности, конечно, служит игра. Органично привлечь к образовательному процессу родителей воспитанников позволяет проектная деятельность.
С целью создания условий для математического развития наших воспитанников в детском саду организован Клуб юных шахматистов. Ежегодно среди старших воспитанников проходит шашечный турнир.